Меню

Финляндия: путь социальных реформ

18.04.2024
3338
0

Общеевропейский кризис социального государства заставляет Финляндию, относящуюся к североевропейской модели социального государства со всеми его достоинствами и недостатками, реформировать систему социального обеспечения для адаптации к новым историческим условиям.

 

Расширение универсальности системы социальной защиты путем увеличения размеров социальных выплат и совершенствования формальных и неформальных социальных услуг – все это до конца 1980-х годов было присуще Финляндии. Как и по всей Европе этот процесс был приостановлен, а настоятельная необходимость пересмотра всей существующей системы пришла уже в 90-х годах.


Начало последнего десятилетия ХХ в. принесло с собой угрозу развала финской экономики. Глобальный экономический кризис и, что более важно, разрушение Советского Союза – крупнейшего экономического партнера и рынка сбыта продукции привели к быстрому падению показателей экономического роста и не менее интенсивному росту безработицы. Реакцией на кризис было значительное сокращение социальных расходов и ухудшение условий доступа к социальным программам. Были введены новые налоги и сборы, а также взносы рабочих на трудовые пенсии, до сих пор полностью финансируемые работодателями. Как и в Швеции, универсальная пенсия по единой ставке была отменена и заменена на дополнительную, включающую тест на бедность. Основная помощь в случае болезни, которая выплачивалась тем, кто не имеет дохода – студентам, домохозяйкам, также была отменена. Тем не менее, несмотря на то, что почти все ключевые социальные пособия были сокращены в 1992-1997 годах, это мало повлияло на распределение доходов в обществе. Экономический спад не создал масштабной бедности или вопиющего социального и экономического неравенства. Институциональные характеристики североевропейской модели социального государства были сохранены.

 

Новый закон о социальной помощи вступил в силу в 1998 году. Реформирование социальной помощи проводилось в рамках курса на усиление трудовой активации населения. Положения нового закона дали возможность властям требовать от трудоспособных безработных регистрироваться в органах службы занятости. Причины, по которым индивид может отказаться регистрироваться как безработный, который ищет работу, были также прописаны в законе. Социальная помощь была распространена на деятельность по переобучению, но одновременно требования к активации таких лиц были усилены. Отказ от участия в программах переподготовки означал уменьшение размера социальной помощи. Была установлена норма, согласно которой лицу, зарегистрировавшемуся как безработный и соблюдающему все требования, может быть отказано в праве на получение компенсации только в случаях, предусмотренных законом, а именно, если будет доказано, что лицо не нуждается в поддержке извне и может обеспечить себя за счет других средств. Изменение философии было основополагающим. Социальная помощь тем, чей доход является ниже прожиточного, включает базовую помощь (средства на еду, одежду и другие базовые потребности), дополнительную (специальные нужды, предусмотренные законом) и профилактическую. Основания для назначения профилактической помощи определяются исключительно городскими властями. Целью такой помощи является содействие самостоятельному решению проблем со стороны индивида или семьи и предупреждение социального отчуждения и долговременной зависимости от социальной помощи.


В 2001 году был принят закон, адресованный молодежи и лицам, длительное время являющимся безработными, которые получали на основе проверки нуждаемости специальную помощь в дополнение к страховым выплатам по безработице или социальную помощь. Закон четко регламентирует права и обязанности безработных. Все без исключения должны по истечении определенного периода найти работу. Для этого каждый получатель помощи обязан выполнить индивидуальный план действий, который рассматривался как ключевой инструмент реформы.


Закон 2006 года распределил ответственность за финансирование социальной помощи и поддержки безработных между муниципалитетами и государственными службами занятости. При этом закон поощрял местные власти в способствовании трудовой активации безработных, освобождая местные бюджеты от выплаты пассивных социальных пособий в случае успеха такой деятельности.


В 2002 году были введены новшества в частное пенсионное страхование. За два года были внесены изменения в публичную систему пенсионного обеспечения. С 2005 года пенсионная реформа была ориентирована на увеличение трудовой активности среди рабочих пенсионного возраста, а также имела целью создание более справедливой пенсионной системы. До реформы пенсионный возраст был установлен на уровне 65 лет, а минимальный возраст выхода на пенсию с меньшей суммой пенсионных выплат – 60 лет.


Реформа 2005 изменила оба правила. Для получения полной пенсии закон установил временное окно. Пенсию можно получать по достижении 63 лет, но, если человек продолжает работать, размер пенсии продолжает расти до 68 лет. Соответственно новая пенсионная схема предусматривает гибкий пенсионный возраст между 63 и 68 годами. Был поднят минимальный возраст досрочного выхода на пенсию - 62 года. Реформа отменила несколько опций досрочного выхода на пенсию, увеличила минимальный пенсионный возраст для нескольких схем, и в целом была направлена на поощрение пенсионеров продолжать работать. Соображения справедливости возлагались в основу новой формулы исчисления суммы пенсии, которая теперь принимает во внимание весь трудовой стаж, а не только последнюю заработную плату.


Таким образом, цель создать социальное пространство, в котором каждый человек может иметь достойный уровень жизни, безопасности и возможности для самореализации, была осуществлена Финляндией за счет плодотворного сотрудничества центральных и местных органов власти и специфической системы налогообложения. Общественное доверие к государству как социальному институту облегчало принятие и имплементацию социальных законов. Финское социальное государство оказалось способным с наименьшими потерями пройти через международный кризис социального государства, приспособить его к изменяющемуся миру без трансформации его природы.

Чтобы получать анонсы статей на почту перейдите по ссылке:
Подписаться на блог "Прочти и поделись"

Не будь жадиной. Прочти и поделись)
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email:
Код *:
Категории раздела
Анализ [8]
Обзоры [8]
Поделки [3]
Чтение [4]
...
Первым получить статью

Подписаться на E-Mail:

Друзья сайта
  • Инструкции для uCoz
  • Видео на блоге

    Арбуз

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0